О трудоустройстве инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития в г.Минске

Поддержи

О трудоустройстве инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития в г.Минске

В одном из прошлых номеров газеты мы сообщали о том, что в Минске под руководством Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Анатолия Тозика прошло заседание Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов.

В ходе заседания были рассмотрены вопросы, касающиеся трудоустройства инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития в г.Минске, медицинского обеспечения инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий на территории других государств, развития безбарьерной среды Минского метрополитена и перспектив развития физической культуры и спорта для инвалидов.

Редакции газеты были предоставлены материалы этого заседания, c которыми мы, как и обещали, решили ознакомить вас более подробно.

Ежегодно в отделах трудоустройства в качестве безработных регистрируются около 600 инвалидов

В справке по вопросу «О трудоустройстве инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития в г.Минске», подготовленной Комитетом по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, говорится, что в Минске насчитывается более 110 тыс. инвалидов. Из них около 60 тыс. граждан являются лицами пенсионного возраста. Среди более 50 тысяч человек с ограниченными возможностями трудоспособного возраста более 10 тысяч признаны инвалидами 1-й группы, 23 тысячи – инвалидами 2-й группы, 13 тысяч – инвалидами 3-й группы, 4 тысячи – дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Более 28 тысяч инвалидов трудоспособного возраста признаны ограниченно трудоспособными и имеют рекомендации МРЭК о труде и профессиональном обучении. Из них 23,5 тысячи человек заняты трудовой деятельностью. Более 1500 граждан данной категории избрали обучение в учреждениях образования. Из числа неработающих инвалидов, около 3 тысяч человек, имеющие рекомендации МРЭК о труде и профессиональном обучении, могут реализовать своё право на труд или образование.

В докладе указано, что трудоустроиться инвалид может, либо самостоятельно обратившись к нанимателю, либо обратившись за содействием в отделы трудоустройства управления занятости населения Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, где они регистрируются в качестве безработных.

Ежегодно в таких отделах регистрируются около 600 инвалидов.

 

Удаётся ли получить работу?

В справке говорится, что с учётом устойчивого спроса на рабочую силу и наличия в городе более 17 тыс. вакансий, подбор рабочих мест для инвалидов осуществляется по имеющимся вакансиям. Так, за прошлый год было забронировано для инвалидов на предприятиях Минска 302 рабочих места (на 2011 год – 310 раб.мест). Трудоустроено в счёт брони 59 инвалидов; за истёкший период 2011 года – 16 инвалидов. Отказов нанимателей в трудоустройстве безработных инвалидов на забронированные рабочие места нет.

 

Профобучение позволит инвалидам заняться предпринимательской деятельностью

Что касается профессионального обучения, то в прошлом году на него было направлено 72 инвалида. За пять месяцев 2011 года, соответственно, 22 инвалида (оператор котельной, лифтёр, администратор, кладовщик, оператор ПЭВМ, секретарь, делопроизводитель).

В настоящее время, говорится в докладе, на базе РУП «Белорусский протезно-ортопедический центр» отрабатываются новые подходы по организации профессионального обучения инвалидов-колясочников в период их плановой реабилитации с предоставлением возможности проживания непосредственно в центре. Отработка такого механизма позволит значительно расширить возможности получения профессионального обучения инвалидам-колясочникам со всей республики. Возможно, впоследствии это позволит инвалидам заняться предпринимательской деятельностью. Например, открыть мастерскую по ремонту обуви и т.д.

В этом году планируется обеспечить адаптацию к трудовой деятельности 120 безработных инвалидов

Одной из действенных мер, направленных на трудоустройство инвалидов, говорится далее в докладе, является адаптация их к трудовой деятельности. Как известно, она осуществляется при наличии соответствующих рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации в сроки от 6 до 12 месяцев.

В прошлом году адаптация безработных инвалидов к трудовой деятельности осуществлялась на 190 рабочих местах у 19 нанимателей по 45 профессиям и специальностям. В течение года в рамках данной прог-раммы трудоустроено 126 инвалидов. Из 89 инвалидов, завершивших в 2010 году программу адаптации к трудовой деятельности, 56 человек остались работать на этих предприятиях. В этом году планируется обеспечить адаптацию к трудовой деятельности 120 безработных инвалидов и компенсировать нанимателям затраты на оплату труда в размере 560 млн. рублей.

Мингорисполком, говорится в докладе, ведёт работу по оказанию методической и практической помощи в организации инвалидами предпринимательской деятельности. В прошлом году субсидии получили четыре инвалида (оказание парикмахерских услуг, торговля, изготовление жалюзи, отделка тканей). В текущем году такая поддержка предоставлена одному инвалиду (ремонт электрооборудования).

Содействие в трудоустройстве инвалидов, говорится дальше в докладе, Мингоорисполкомом ведётся в тесном взаимодействии с общественными объединениями инвалидов( БелТИЗ, БелОИ, БелОГ и другими).

 

Завершается работа по введению в действие новой инструкции по выдаче ИПР для инвалидов

В то же время, отмечено в справке, результативность работы по содействию в трудоустройстве инвалидов зависит от взаимодействия с МРЭКами комитета по здравоохранению Мингорисполкома, качества подготовки трудовых рекомендаций и индивидуальных программ реабилитации.

Имеют место случаи, когда МРЭКи выдают трудовые рекомендации инвалидам без указания конкретной профессии, специальности, по которой возможно трудоустройство, не учитывают реальные возможности и самого инвалида. В настоящее время, отмечается в докладе, завершается работа по введению в действие новой инструкции по выдаче ИПР для инвалидов.

Вместе с тем, указано в докладе, практика работы выявила ряд проблем и вопросов, отрицательно сказывающихся на трудоустройстве инвалидов.

В частности, проблематично формирование групп для организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инвалидов, поскольку законодательно определён норматив группы — не менее 12 человек. Оперативно сформировать группу в количестве 12 человек по конкретной профессии иногда нереально. Необходимо скорректировать этот норматив в сторону уменьшения.

 

Многие инвалиды желают сегодня работать на дому. И хотя законодательно это отработано, заявки нанимателей по организации надомного труда единичны

Возникают проблемы, связанные с выделением финансовых средств предприятиям общественных объединений инвалидов на компенсацию затрат и приобретение импортного оборудования на создание рабочих мест, предусмотренных программой содействия занятости населения. Это связано с необходимостью согласования в комиссии при Совете Министров Республики Беларусь по приобретению импортного оборудования. Продолжительность сроков согласования значительно осложняет возможность своевременного освоения выделенных на эти цели средств.

 

Статистическая отчётность должна содержать полную информацию по инвалидам

Весьма проблематичны, отмечается в докладе, и вопросы содействия в трудоустройстве инвалидам и лицам с особенностями психофизического развития. Оказание содействия в трудоустройстве возможно лишь тем, кто имеет трудовые рекомендации. Для решения вопросов трудоустройства данной категории граждан необходима серьёзная корректировка законодательства о труде, занятости, социальной защите инвалидов, гражданского кодекса и т.д.

Необходимо усовершенствовать, говорится в справке, статистическую отчётность по инвалидам в целом. Она должна содержать полную информацию по инвалидам: о количестве инвалидов трудоспособного возраста, количестве инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, половозрастном составе и т.д.

 

Ни один из инвалидов не был направлен Белгосстрахом на профессиональную реабилитацию

В докладе говорится и о том, что значительные резервы по восстановлению способности к труду и вовлечению в экономическую деятельность инвалидов, получивших инвалидность в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, имеются, но практически не используются со стороны Белгосстраха. За 2010 год и 5 месяцев текущего года из 289 инвалидов в г.Минске ни один из них не был направлен Белгосстрахом на профессиональную реабилитацию.

В соответствии с Указом Президента РБ от 25 августа 2006 года №530, за счёт страховых взносов могут финансироваться только расходы по профессиональному обучению (переобучению инвалидов).

В то же время, вступившие в силу законы Республики Беларусь о социальной защите инвалидов (в 2009 году) и о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов (в 2008 году) предусматривают для инвалидов возможность трудовой и профессиональной реабилитации, адаптации к трудовой деятельности, создание и сохранение рабочих мест для инвалидов.

 

Каждый десятый инвалид отказывается от всех предложений работы

Имеют место, говорится в докладе, и иждивенческие подходы самих инвалидов при трудоустройстве. Каждый третий из состоящих на учёте инвалидов после регистрации в качестве безработного не посещает органы по труду, занятости и социальной защите. Каждый десятый инвалид отказывается от всех предложений работы.

По результатам научно-исследовательской работы «Содействие Республике Беларусь в присоединении к Конвенции о правах инвалидов и её осуществлению», проведённой НИИ труда Минтруда и соцзащиты в рамках ПРООН – только 25 % неработающих инвалидов высказали желание работать.

По оперативной информации на 15 июня 2011 года на учёте в отделах трудоустройства состояло 3062 безработных, в том числе 139 инвалидов.

Имелось 19925 вакансий, в том числе более 100 вакансий, заявленных нанимателями специально для инвалидов.

По итогам рассмотрения данного вопроса были даны конкретные поручения.

Некоторые из пунктов Протокола заседания Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов приводим полностью:

 

Минтруда и соцзащиты:

– совместно с Минфином до 1 октября 2011 г. внести в Совет Министров Республики Беларусь предложение о предоставлении материальной помощи безработным из числа инвалидов в период прохождения ими профессионального обучения по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите;

– совместно с Минфином и другими заинтересованными до 1 октября 2011 г. проработать вопрос о предоставлении организациям, применяющим труд инвалидов, льгот по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в размере, установленном для общественных объединений инвалидов;

– совместно с Минздравом, Минобразованием, облисполкомами, Минским горисполкомом, общественными объединениями инвалидов и научными организациями провести в 2011 году научно-практическую конференцию на тему: «Трудоустройство инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития — состояние, проблемы, перспективы»;

– предусмотреть в проекте Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год:

– финансирование и компенсацию затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов согласно заявкам общественных объединений инвалидов в полном объеме;

– увеличение объемов финансирования на предоставление субсидий инвалидам, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных, для организации ими предпринимательской деятельности;

– проведение исследований, связанных с проблемой трудовой занятости инвалидов с умственными и множественными нарушениями.

 

Облисполкомам, Минскому горисполкому:

– оказывать действенную методическую, финансовую поддержку нанимателям, создающим специализированные рабочие места для трудоустройства инвалидов из числа лиц с особенностями психофизического развития, в рамках действующего законодательства;

– обеспечить проведение в 2011 году и в последующем ежегодно специализированных ярмарок-вакансий для инвалидов.

 

Минздраву:

– по согласованию с Минтруда и соцзащиты, Минобразованием с учетом мнения общественных объединений инвалидов утвердить до 1 сентября 2011 г. новую форму индивидуальной программы реабилитации инвалида и Инструкцию о порядке ее заполнения;

– усовершенствовать работу территориальных медико-реабилитационных экспертных комиссий по формированию ими мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалида с учетом реальных возможностей инвалидов и ситуации на рынке труда.

Минфину совместно с Минтруда и соцзащиты и другими заинтересованными до 1 октября 2011 г.:

проработать вопрос и внести в Совет Министров Республики Беларусь предложения о финансировании из средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходов на трудовую реабилитацию инвалидов, получивших инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

P.S. О других вопросах, рассмотренных в ходе заседания и принятым по ним поручениям, читайте в следующем номере.

Подготовила

Жанна КАНОПЛИЧ

 

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Дмитрий

2011-07-28 15:47:32

Благодарю за содержательную статью в развернутом виде. Вот так нужно всегда писать.

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.